+7 (963) 293-78-57

Главная Калининградская…

Новая волна ликвидации детской беспризорности

В августе 1947 года в детдомах находилось 3800 немецких детей, а продукты были выделены лишь на 3,5 тыс. человек, то есть 300 детей обеспечивались питанием за счет сокращения норм остальным. Одна из воспитанниц такого дома вспоминала: “…Имелась, правда, еда, однако, ее всегда не было достаточно, чтобы быть сытыми. Но по сравнению с детьми, которые не находили приюта, нам было хорошо. Мы имели крышу над головой и кровать”. Трудно с продовольствием было и в русских детских домах, что усугубилось неурожаем 1946/47 годов.

Новая волна ликвидации детской беспризорности началась в апреле 1947 г. В частности, в Черняховске планировалось создание еще одного детского дома.

Не меньше трудностей было связано с подбором работников для таких детских домов. Первоначально весь персонал, от заведующих до нянечек и дворников, состоял из немцев, что было оправдано, поскольку подопечными были немецкие дети. Среди заведующих детскими домами было 2 ксендза, в качестве обслуживающего персонала за детьми ухаживало 13 монашек. Всего в детских домах работало 180 человек. Наличие среди воспитателей служителей религиозного культа не могло устраивать власти, поэтому встал вопрос о кадровых изменениях в детских домах. В Калининграде заведующие детскими домами рекомендовались антифашистским немецким клубом, в районах – комендантами. Для работников детдомов проводились десятидневные семинары по учебно-воспитательной работе. К 1 июля 1947 г. директорами и заведующими всех детских домов были назначены советские граждане. Их образовательный уровень не всегда соответствовал занимаемой должности. В 19 детских домах только 6 директоров имели высшее образование, незаконченное высшее было у 9 человек, средним педагогическим владели 2 человека; 16 директоров имели только 1 год стажа работы с детьми.

При назначении на эти должности руководствовались прежде всего идеологическими соображениями.

Воспитателями в большинстве своем были немцы. Из 142 воспитателей русскими были только 54 человека. Зачастую последние не владели немецким языком, а 26 человек из них не имели педагогического образования, что свидетельствует о невысоком уровне работы с детьми. Решать проблему с педагогическими кадрами пытались через центральные органы, обращались за помощью в отдел школ ЦК ВКП (б), в Совет Министров РСФСР о командировании в область 40 воспитателей, владеющих немецким языком, но ответа не последовало.

Дети школьного возраста должны были учиться. Воспитанники детских домов посещали школы, созданные при детских домах (при 9 детдомах были открыты начальные школы, при двух – семилетние), а также городские или сельские школы. Так, дети из детского дома № 5 Калининграда ходили в школу для немецких детей на Луизен Аллее (средняя школа № 27 по ул. Комсомольской). Немецкая учительница Люци Фальк, вспоминая о детях-сиротах из этого детского дома, говорила: “Каждое утро один вид. Во главе идут маленькие девочки, дети-сироты следуют по двое в длинном ряду. Ни один ребенок не выходит из ряда. В своих темных пальто они представляют траурную процессию. Это не веселые, не озорные дети, они отличаются от всех остальных. Вид их лиц бесстрастный, они очень многое пережили, видели и потеряли”. Но не все дети могли посещать школы из-за крайней ослабленности или болезни.

Целью воспитательного процесса стало приучение немецких детей к жизни в советском коллективе. Они участвовали в праздновании годовщины Октябрьской революции, 1 Мая, дней рождения Ленина, Сталина. К таким праздникам готовились: украшали помещения, разучивали стихи и песни. У немцев все эти мероприятия вызывали различную реакцию. В Полесском детском доме дети заявили, что они не хотят ехать в Германию, а хотят остаться в Советском Союзе. А другие дети хранили нацистскую литературу, фотографии немецких лидеров, игрушки со свастикой.

Дети старшего возраста привлекались к обязательному труду. Они работали в подсобных хозяйствах, отведенных для детских домов, в саду, огороде. Зачастую, это была вынужденная мера – подмога в получении продуктов питания.

В начале 1947 г. принимается решение о переводе детских домов в сельскую местность. Причиной этого стала необходимость ликвидировать массовую детскую беспризорность в городах, а также разгрузить городские детские дома. Однако это мероприятие не было осуществлено в полной мере: из Калининграда перевели только детские дома № 1 и 3.

Финансирование учреждений для немецких детей было недостаточным. В 1946/1947 учебном году на их нужды выделили около 14 млн. рублей. На содержание одного немецкого ребенка приходилось 4,7 тыс. руб. в год, в то время как на каждого русского ребенка отводилось свыше 7 тыс. руб.

 

В послевоенные годы острой проблемой стало обеспечение обездоленных детей продуктами питания. Первоначально снабжение осуществлялось через систему военторга, но шло с перебоями. Из-за нехватки продовольствия рацион питания детей изменялся и установленные нормы снижались. Чтобы как-то прокормиться, детские дома заводили подсобные хозяйства и огороды. К весне 1947 г. за ними было закреплено 280 га пахотной земли, около 50 га сенокоса, в хозяйствах имелись коровы и даже 3 пасеки, что позволило несколько улучшить питание детей. Торгующие организации часто поставляли меньшее количество пайков, чем было установлено.

Так, в августе 1947 г. в детдомах находилось 3800 детей, а продукты были выделены лишь на 3,5 тыс. человек, то есть 300 детей обеспечивались питанием за счет сокращения норм остальным. Одна из воспитанниц такого дома вспоминала: “…Имелась, правда, еда, однако, ее всегда не было достаточно, чтобы быть сытыми. Но по сравнению с детьми, которые не находили приюта, нам было хорошо. Мы имели крышу над головой и кровать”. Трудно с продовольствием было и в русских детских домах, что усугубилось неурожаем 1946/47 гг.

Детские дома обязаны были трудоустраивать немецких детей, которым исполнялось 15, а иногда и 14 лет. Однако это вызывало определенные трудности. Немецких подростков не принимали в ремесленные училища и школы ФЗО. Так к 1 июля 1947 г. из 217 человек оказались трудоустроенными только 47. Чаще всего они шли работать в военные совхозы, иногда на предприятия. Девочек 15—16 лет определяли на работу в качестве домработниц в русские семьи. Как только воспитанники покидали детский дом, заботу о них брали на себя руководители тех предприятий, на которых они начинали работать.

Не все воспитанники детских домов были “круглыми сиротами”, последние составляли 75—80 % от общего числа. У некоторых родители или родственники жили в Германии или отцы находились в плену. Поэтому до выселения немцев из Калининградской области от граждан из Германии поступали просьбы о разрешении выезда детей для воссоединения с семьями. Известно несколько случаев положительного решения этой проблемы. До 1 января 1947 г. в Германию к родным выехало около 70 немецких детей.

 

Фрагмент статьи Строгоновой Н. А., старшего научного сотрудника БФУ им. И. Канта.

Продолжим в следующей публикации…

Фотографии из фондов Государственного архива Калининградской области и с сайтов  www.waralbum.ru ; www.culture.ru ; www.communa.ru    

  • О нас
    • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
    • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
      • Печатный станок от Новгородской Печатни.
      • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
      • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
      • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
      • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
      • Гравюра на картоне. Введение.
      • Линогравюра. Введение.
      • Шелкография. Практические знания. Новгородская Печатня.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
    • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • Учредительные документы
  • Калининградская область. Переселенцы. История первых
  • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
  • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Услуги
    • Учредительные документы
  • Наши партнёры
  • Новости
    • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
    • Калининградская область. Переселенцы. История первых
    • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Статьи
    • Летняя арт-лаборатория завершила свою работу в НП "Куршская коса".
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • История планерного спорта
    • История заповедания природы Куршской косы
    • Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
    • Эльхвальд (Elchwald) - лосиный лес
    • Национальный парк
    • Заказник
    • Мастер-классы от лучших специалистов
  • Денисенко Ирина Васильевна
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
    • В Советске состоялась презентация проекта «Наш Советск-Тильзит. Город в миниатюре».
  • Контакты
    • Учредительные документы
  • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
  • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
    • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
    • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
    • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
    • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
  • Галерея Кота Остроухова (Остроухов И. С. (1858-1929) русский художник-коллекционер)
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
    • "Каждый народ - художник". Международный союз художников - педагогов.
    • Всероссийский изобразительный диктант. Международный союз художников - педагогов.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
  • Дневник наблюдений Арт-Лаборанта 2018
    • «СУШКА» - выставка конкурс работ дня!
    • Нейрографика
    • ПАСТЕЛЬ
    • ТЕХНИКА ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА «СУХАЯ КИСТЬ»
    • КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И КАЛЛИГРАФИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ.
    • АКВАРЕЛЬ
    • Узелковый БАТИК!
    • ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ – ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ!
    • МЭЙЛ-АРТ
    • СКРАПБУКИНГ
    • Немного про композицию и её восприятие
    • НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ!
    • МАСТЕРСКАЯ «ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ» с Дмитрием Титовым г. Самара
    • ОХОТА НА МУСОР
    • ПРАВИЛА ОТРЯДНОЙ СВЕЧИ!
    • КАК ИССЛЕДОВАТЬ МИР?
  • ЛЕТНЯЯ АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ 2016
  • Городское сообщество и сотрудники «Технополиса GS» на единой площадке.
  • ГБУ КО «Образовательно-методический Центр»
  • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
  • Учредительные документы
  • О нас
    • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
    • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
      • Печатный станок от Новгородской Печатни.
      • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
      • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
      • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
      • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
      • Гравюра на картоне. Введение.
      • Линогравюра. Введение.
      • Шелкография. Практические знания. Новгородская Печатня.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
    • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • Учредительные документы
  • Калининградская область. Переселенцы. История первых
  • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
  • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Услуги
    • Учредительные документы
  • Наши партнёры
  • Новости
    • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
    • Калининградская область. Переселенцы. История первых
    • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Статьи
    • Летняя арт-лаборатория завершила свою работу в НП "Куршская коса".
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • История планерного спорта
    • История заповедания природы Куршской косы
    • Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
    • Эльхвальд (Elchwald) - лосиный лес
    • Национальный парк
    • Заказник
    • Мастер-классы от лучших специалистов
  • Денисенко Ирина Васильевна
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
    • В Советске состоялась презентация проекта «Наш Советск-Тильзит. Город в миниатюре».
  • Контакты
    • Учредительные документы
  • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
  • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
    • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
    • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
    • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
    • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
  • Галерея Кота Остроухова (Остроухов И. С. (1858-1929) русский художник-коллекционер)
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
    • "Каждый народ - художник". Международный союз художников - педагогов.
    • Всероссийский изобразительный диктант. Международный союз художников - педагогов.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
  • Дневник наблюдений Арт-Лаборанта 2018
    • «СУШКА» - выставка конкурс работ дня!
    • Нейрографика
    • ПАСТЕЛЬ
    • ТЕХНИКА ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА «СУХАЯ КИСТЬ»
    • КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И КАЛЛИГРАФИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ.
    • АКВАРЕЛЬ
    • Узелковый БАТИК!
    • ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ – ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ!
    • МЭЙЛ-АРТ
    • СКРАПБУКИНГ
    • Немного про композицию и её восприятие
    • НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ!
    • МАСТЕРСКАЯ «ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ» с Дмитрием Титовым г. Самара
    • ОХОТА НА МУСОР
    • ПРАВИЛА ОТРЯДНОЙ СВЕЧИ!
    • КАК ИССЛЕДОВАТЬ МИР?
  • ЛЕТНЯЯ АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ 2016
  • Городское сообщество и сотрудники «Технополиса GS» на единой площадке.
  • ГБУ КО «Образовательно-методический Центр»
  • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
  • Учредительные документы
Пленэр Летняя Арт-Лаборатория

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ "АЛЬТЕРНАТИВА-АРТ"

Маленькая студия, где можно собраться творческим людям разных возрастов и профессий порисовать, обменяться своими идеями.

https://vk.com/club179551350

УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ "АЛЬТЕРНАТИВА-АРТ"

Организация работает с разными категориями населения, разных возрастов и физических возможностей (включая лиц с ограниченными возможностями и лиц с психическими отклонениями) в зависимости от их личной заинтересованности деятельности реализуемой организацией (каждый имеет право на самореализацию).

+7 (963) 293-78-57