Вопросы, требующие разрешения по городскому хозяйству

Обычно в финальные дни уходящего года и преддверии Нового намечают планы предстоящей работы. Попробуем и мы проследить, спустя 75 лет, как чётко поставленные задачи соразмерные с реальными возможностями преображали город с многовековой историей. По прошествии многих лет архивные сведения дают нам картину тех обстоятельств, в которых необходимо было решать вопрос по восстановлению города и обеспечения в нём условий жизни.
Итак, вернёмся к СПРАВКЕ ОБ ОСВОЕНИИ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА Инспектору ЦК ВКП(б) тов. Шамбергу М. А., составленной Секретарём горкома ВКП(б) И. Матузковым в 1948 году.
Иллюстрациями к данной публикации послужили фотографии из Государственного архива Калининградской области, подборка из коллекции к презентации Александра Попадина «Архитектура Калининграда с 1946 по 1970-е годы» и фотоальбома Олега Максимова «Калининград. Эпизоды истории».
ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ
1. По городскому хозяйству
а). Ускорить изготовление генерального проекта города, усилив работающий над ним авторский коллектив бригады «Гипрогора» квалифицированным составом и местными специалистами с выполнением основных работ непосредственно в Калининграде.
Вместе с этим необходимо создать единую городскую проектную организацию, технически сильную, способную выполнять все проектные работы по городу непосредственно на месте. Это требуется для улучшения качества проектов и смет, для сокращения сроков проектирования и самого строительства и, наконец, для осуществления авторского надзора за строительством.
В данное время проектирование объектов города производится в городах Харьков, Ленинград, Москва, Львов, Вильнюс, Рига и др[угих] городах.
б). Поставить вопрос перед Советом Министров и Госпланом СССР о внесении ясности [в проблему] экономического развития Калининграда (Характер будущей промышленности и размеры развития существующей).
в). Через Совет Министров СССР дать указания всем министерствам и, в частности, Союзной Контрольной Комиссии и Министерству Вооруженных Сил СССР передать все имеющиеся в распоряжении подведомственных им заводов, главков и воинских частей архивные материалы города Калининградскому горисполкому.
Большинство материалов, а также чертежи геодезической съемки города, геологические, гидрогеологические и метеорологические данные о городе и прилегающих к нему районов сохранились, но в силу того, что они находятся в распоряжении отдельных ведомств и военных организаций, город не имеет возможности ими пользоваться.
Такое положение отдаляет сроки составления проекта планирования города, не говоря уже о том, что денежные расходы на работы по составлению новых данных будут очень велики.
г). Просить Совет Министров СССР разрешить создание строительного управления при горисполкоме с входящими в него трестами: строительным, сантехмонтажных работ, "Калининградсвет", "Калининградгаз".
Мощное строительное управление должно восстановить в течение 4—5 лет оставшиеся коробки зданий, примерно с общей площадью 2500 тыс. кв. м жилья, водопровод, канализацию, освещение и газовое хозяйство.
Необходимость неотложного создания мощного строительного управления диктуется в городе тем, что вместе взятые строительные организации и ОКСы предприятий города с большим напряжением могут восстановить не более 100 тыс. кв. м в год, а это продлит восстановление только жилой части до 25 лет, в то время, как имеющиеся коробки могут простоять не более 5 лет.
Отсюда ясно, что во избежание больших ненужных потерь создание строительного управления со специализированными трестами крайне необходимо.
д). На восстановление первой очереди газового хозяйства города, газовых сетей и завода требуется 11 млн. руб.
В настоящее время силами города успешно восстанавливается 1-я очередь газового завода и [вся работа] будет закончена в этом году. На 1948 г. потребуется дополнительно 2 млн. руб., последующие вложения в ближайшие 2—3 года [составят] до 8 млн. руб.
е). При таком большом строительстве в городе необходимо на базе толевого и бетонного заводов создать при горисполкоме управление местных строительных материалов для выпуска черепицы, шлакоплит, лестничных ступеней и других строительных материалов.
ж). Учитывая значительную мощность дорожно-мостового хозяйства города, обязать министра коммунального хозяйства создать на базе треста "Дормостстрой" мощную организацию по восстановлению дорог и мостов городского значения, с количеством рабочих от 1500 до 2000 человек.
з). Обязать министра строительства тяжелых предприятий тов. Юдина организовать на базе бывшего завода металлических конструкций (ныне эксплуатируемого ВМСУ-230) завод по изготовлению металлоконструкций для Калининграда и Калининградской области.
и). Обязать министерства целлюлозно-бумажной промышленности, путей сообщения, судостроительной промышленности и транспортного машиностроения включить в план III квартала 1948 г. и в план ближайших двух лет восстановление газового хозяйства предприятий и поселков.
к). Для улучшения обслуживания трудящихся города коммунальными услугами реорганизовать горкомхоз в отдельные отраслевые управления по принципу городов республиканского подчинения.
Продолжим в следующей публикации цитировать СПРАВКУ ОБ ОСВОЕНИИ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА и проследим какие вопросы требовалось разрешить в первые послевоенные годы…