+7 (963) 293-78-57

Главная Фонд президентских…

Транспортная система водных путей была не единственной в Восточной Пруссии

Основной темой наших публикаций на страницах проекта в социальных сетях и видеоработ, в скором времени которые будут представлены творческой командой вниманию наших зрителей, стали объекты, расположенные на территории Правдинского района, напрямую связанные с промышленностью. 
Достаточно подробно мы познакомили с материалами исследовательских работ Юрия Дмитриевича Бардуна о Мазурском канале и водотранспортной системе Восточной Пруссии, которая отразила необходимость использования речного пути во время стремительного развития промышленности. 

Стремление иметь удобный и дешёвый путь для перевозки сельскохозяйственных, а позже – промышленных грузов, вызвало у купечества, кровную заинтересованность в росте торговли и новых рынках сбыта, которое вкладывало собственные средства в развитие инфраструктуры внутренних водных путей. Укреплялись берега рек и каналов, проводились дноуглубительные работы, спрямлялись русла рек, строились дамбы, причалы и портовые сооружения. 



Постройка каналов обеспечила удобное и безопасное судоходство и способствовала подъему экономики северной части Восточной Пруссии. В ходе строительства каналов также были проведены мелиоративные работы и осушена болотистая низменность, прилегающая к Куришес Хафф. Началось быстрое заселение и освоение этой территории. 

К середине XIX века сформировалась развитая инфраструктура внутренних водных путей, обеспечившая регулярное транспортное и пассажирское сообщение. 
Однако транспортная система водных путей была не единственной, в середине XIX века произошли серьезные изменения в транспортной политике государства. С появлением парового двигателя бурно развивались железные дороги, которым и был отдан приоритет. 



В середине и особенно во второй половине XIX века по всей Европе началось массовое строительство железных дорог. Этот процесс затронул и Восточную Пруссию. Так, еще в 1847 году было начато строительство железной дороги Берлин — Кёнигсберг (завершившееся в 1853 году), в 1860 году сдана в эксплуатацию линия Кёнигсберг — Инстербург — Эйдткунен. В 1860-х годах железнодорожное сообщение было открыто между Кёнигсбергом, Пиллау и Ликком. 

Однако в Германии, стремительно превращавшейся в империю, в этот период превалирующим оказался военный фактор развития железнодорожной сети. Один из идеологов «блицкрига» Мольтке-старший считал железные дороги ключом войны и требовал от своих подчиненных: «Не стройте больше крепостей, стройте железные дороги». 



В соответствии с идеями Мольтке и развертывалось строительство железных дорог в Восточной Пруссии. Естественно, железные дороги оказывали влияние на развитие экономики страны, однако предназначались прежде всего для военных нужд. Поэтому строительство их находилось под контролем военных, к каждой линии был прикреплен офицер германского Генерального штаба. Ни один путь не мог быть проложен или изменен без согласования с военным ведомством. 



Сеть железных дорог в Восточной Пруссии в целом была сформирована к концу XIX века. В ней четко прослеживались интересы военного ведомства. В стратегическом отношении железные дороги должны были обеспечить доставку войск и военных грузов к границе Германии с северо-западными губерниями России. Исходя из этого, на территории к востоку от Вислы и до Немана были проложены две основные фронтальные линии: Мариенбург (Мальборк) — Эльбинг (Эльблонг) — Браунсберг (Бранево) — Кёнигсберг и Торн (Торунь) — Алленштайн (Ольштын) — Инстербург. Как бы продолжением второй линии была железная дорога Инстербург — Тильзит — Мемель с ветвями от Тильзита: через Пилькаллен до Шталупенена и через Лабиау в Кёнигсберг. 



Весь путь первой фронтальной линии был двухколейным, второй — одноколейный в пределах собственно Восточной Пруссии. Обе эти линии связывались между собой шестью рокадами (поперечными путями, вдоль линии фронта, границы), выводящими к российской границе. 

В пределах сегодняшней Калининградской области интерес представляют две рокады: Кёнигсберг — Прейсиш-Эйлау — Бартенштейн (Бартошице) — Ликк (Гижицко) и Кёнигсберг — Инстербург — Эйдткунен с ответвлением Инстербург — Голдап — Ликк. Рокада Кёнигсберг — Эйдткунен была двухколейной, ответвление — одноколейным. 



Развитие железнодорожной сети продолжалось всю вторую половину XIX века. Было установлено сообщение между Инстербургом, Даркеменом и Голдапом. В 1894 году открылось сообщение Инстербург — Торн. В 1890 году на станции Эйдткунен завершилось строительство большой погрузочно-разгрузочной платформы. Подобного рода платформы строились и на других станциях (Тапиау — длиной 300 м, Велау — 250 м, Норкитен — 260 м, Инстербург — две платформы, Гумбиннен — 200 м, Тракенен — 200 м). В целом к 1895 году общая протяженность железных дорог на территории Восточной Пруссии составила 1891 км, а плотность — 51,1 км на 1000 км2. 



Так как железные дороги в восточной провинции Германии строились c учетом прежде всего стратегических интересов, что позволяло бы быстро перебрасывать большие массы войск с запада на восток и обратно, то вскоре обнаружилась нехватка дополнительных и промежуточных дорог. Кстати, отсутствие таких дорог значительно замедляло рассредоточение и перегруппировку войск вдоль границы, затрудняло их снабжение. Кроме того, военное командование к тому времени скорректировало планы и идеи Мольтке-старшего и стало уделять больше внимание крепостному и полевому строительству. Но для этого также требовались железные дороги местного значения. Поэтому и были приняты меры для комплексного развития сети железных дорог. В военных целях прежде всего готовились железнодорожные пути, ведущие к Рагниту, участок пути Тильзит — Шталлупенен. Расширялась сеть местных железных дорог: Тапиау — Фридланд — Бартенштайн, Фридланд — Домнау — Прейсиш-Эйлау. В результате в 1913 году плотность их составила 78,3 км на 1000 км2. 



Военная потребность Восточной Пруссии в железных дорогах положительно сказывалась на экономическом развитии провинции в целом, особенно на торговой составляющей народного хозяйства. Железные дороги были необходимы для обеспечения торговли с Россией, а через морской порт — и со странами Европы. 
В связи с ростом популярности курортов получило развитие пригородное железнодорожное сообщение. Первая ветка соединила Кранц (Зеленоградск) и Кранцбеек — пристань на берегу канала, откуда отправлялись по Куршскому заливу суда в Мемель (Клайпеду) и Нидден (Ниду). В 1885 году открылось сообщение Кёнигсберг — Кранц (Зеленоградск), а в 1900 году начала эксплуатироваться линия Кёнигсберг — Раушен (Светлогорск) — Георгенсвальде (Отрадное) — Варникен (Лесное). 


В 20—30 годы ХХ века железнодорожное сообщение продолжало совершенствоваться, несмотря на экономический кризис. В этот период была проложена вторая колея на линии Тильзит (Советск) — Инстербург (Черняховск) — Гердауэн (Железнодорожный). В последнее перед Второй мировой войной десятилетие построена железнодорожная ветка Хайлигенбайль (Мамоново) — Прейсиш-Эйлау (Багратионовск), достроена кольцевая дорога на Земландском полуострове и осуществлена капитальная перестройка кёнигсбергского железнодорожного узла. 



Кроме главных и второстепенных путей с обычной колеёй (1435 мм) на территории Восточной Пруссии функционировали многочисленные узкоколейные (750 мм) железные дороги, которые располагались на участках между путями стандартной ширины. Они начали создаваться на рубеже XIX — XX веков. К 1917 году протяженность узкоколеек достигла 215 км, и они имели остановки почти у каждой деревни, на перекрестках сельских дорог, на главных просеках лесничеств. Помимо сельхозпредприятий, услугами узкоколейки для транспортировки своей продукции пользовались многочисленные молочные, кирпичные заводы, мельницы, лесопилки и прочие малые предприятия. Кроме того, смешанные грузопассажирские составы перевозили работников из ближних пригородов и поселений в Кёнигсберг, например, по узкоколейке Кёнигсберг — Нойхаузен (Гурьевск). Первая узкоколейная дорога, соединившая Кёнигсберг с Куршским заливом до поселка Шааксвитте (Каширское), была построена в 1899—1900 годах и служила, прежде всего, сельскохозяйственным нуждам, однако она играла также существенную роль в обеспечении пассажирских прогулочных маршрутов на Куршский залив. 

Таким образом, до Второй мировой войны территория области была покрыта густой сетью железных дорог, их протяженность в 1939 году составляла 1823 км (в том числе 442 км узкоколейных дорог), действовали 184 вокзала и 240 остановочных пунктов. 

Со строительством Восточной железной дороги в 1852 – 1860 годы связано появление первых водонапорных башен на севере Восточной Пруссии. 
Из ныне существующих, самыми старинными являются прямоугольные башни на вокзалах Зеленоградск, Полесск, Мозырь, построенные до конца 80-х годов XIX века. 

Башни следующего поколения (конец 80-х годов – начало XX века) – восьмиугольное кирпичное основание с зашитой деревом емкостью, можно увидеть в Железнодорожном, Приморске, на станции Светлое. Когда-то такие башни использовались только на прусских государственных линиях. С 1900 года до начала I Мировой войны строились башни с цилиндрическим верхом на коническом круглом цоколе. Такие сооружения стоят сейчас на вокзалах в Балтийске, Знаменске, Железнодорожном, Гусеве. Все эти типы железнодорожных башен имели высоту 12-18 метров и емкости 50-100 м3. 


Более крупные башни строились с 1916 до 1938 года. Их высота достигала 30 метров, а емкости – 200 м3. Такие башни до сих пор возвышаются над путями в Нестерове, Советске, Багратионовске, Чистых Прудах. 



В городах и на крупных предприятиях водонапорные башни стали строиться примерно на 30 лет позднее железнодорожных. С самого начала это были сооружения значительных размеров (до 50 метров в высоту и емкостью до 1000 м3). Первая такая башня была сооружена в Кёнигсберге на территории ныне действующей Центральной водопроводной станции на Советском проспекте. 



Большинство городских и заводских башен построены в начале XX века, до I Мировой войны. Это было связано, прежде всего, с бурным развитием водопровода. 

По материалам коллективной работы Института природопользования, территориального развития и градостроительства (Балтийский федеральный университет им. И. Канта) «Отражение эволюции железнодорожной сети в ландшафтной среде Калининградской области». 

  • О нас
    • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
    • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
      • Печатный станок от Новгородской Печатни.
      • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
      • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
      • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
      • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
      • Гравюра на картоне. Введение.
      • Линогравюра. Введение.
      • Шелкография. Практические знания. Новгородская Печатня.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
    • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • Учредительные документы
  • Калининградская область. Переселенцы. История первых
  • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
  • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Услуги
    • Учредительные документы
  • Наши партнёры
  • Новости
    • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
    • Калининградская область. Переселенцы. История первых
    • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Статьи
    • Летняя арт-лаборатория завершила свою работу в НП "Куршская коса".
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • История планерного спорта
    • История заповедания природы Куршской косы
    • Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
    • Эльхвальд (Elchwald) - лосиный лес
    • Национальный парк
    • Заказник
    • Мастер-классы от лучших специалистов
  • Денисенко Ирина Васильевна
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
    • В Советске состоялась презентация проекта «Наш Советск-Тильзит. Город в миниатюре».
  • Контакты
    • Учредительные документы
  • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
  • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
    • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
    • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
    • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
    • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
  • Галерея Кота Остроухова (Остроухов И. С. (1858-1929) русский художник-коллекционер)
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
    • "Каждый народ - художник". Международный союз художников - педагогов.
    • Всероссийский изобразительный диктант. Международный союз художников - педагогов.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
  • Дневник наблюдений Арт-Лаборанта 2018
    • «СУШКА» - выставка конкурс работ дня!
    • Нейрографика
    • ПАСТЕЛЬ
    • ТЕХНИКА ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА «СУХАЯ КИСТЬ»
    • КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И КАЛЛИГРАФИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ.
    • АКВАРЕЛЬ
    • Узелковый БАТИК!
    • ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ – ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ!
    • МЭЙЛ-АРТ
    • СКРАПБУКИНГ
    • Немного про композицию и её восприятие
    • НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ!
    • МАСТЕРСКАЯ «ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ» с Дмитрием Титовым г. Самара
    • ОХОТА НА МУСОР
    • ПРАВИЛА ОТРЯДНОЙ СВЕЧИ!
    • КАК ИССЛЕДОВАТЬ МИР?
  • ЛЕТНЯЯ АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ 2016
  • Городское сообщество и сотрудники «Технополиса GS» на единой площадке.
  • ГБУ КО «Образовательно-методический Центр»
  • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
  • Учредительные документы
  • О нас
    • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
    • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
      • Печатный станок от Новгородской Печатни.
      • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
      • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
      • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
      • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
      • Гравюра на картоне. Введение.
      • Линогравюра. Введение.
      • Шелкография. Практические знания. Новгородская Печатня.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
    • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • Учредительные документы
  • Калининградская область. Переселенцы. История первых
  • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
  • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Услуги
    • Учредительные документы
  • Наши партнёры
  • Новости
    • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
    • Калининградская область. Переселенцы. История первых
    • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Статьи
    • Летняя арт-лаборатория завершила свою работу в НП "Куршская коса".
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • История планерного спорта
    • История заповедания природы Куршской косы
    • Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
    • Эльхвальд (Elchwald) - лосиный лес
    • Национальный парк
    • Заказник
    • Мастер-классы от лучших специалистов
  • Денисенко Ирина Васильевна
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
    • В Советске состоялась презентация проекта «Наш Советск-Тильзит. Город в миниатюре».
  • Контакты
    • Учредительные документы
  • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
  • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
    • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
    • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
    • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
    • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
  • Галерея Кота Остроухова (Остроухов И. С. (1858-1929) русский художник-коллекционер)
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
    • "Каждый народ - художник". Международный союз художников - педагогов.
    • Всероссийский изобразительный диктант. Международный союз художников - педагогов.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
  • Дневник наблюдений Арт-Лаборанта 2018
    • «СУШКА» - выставка конкурс работ дня!
    • Нейрографика
    • ПАСТЕЛЬ
    • ТЕХНИКА ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА «СУХАЯ КИСТЬ»
    • КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И КАЛЛИГРАФИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ.
    • АКВАРЕЛЬ
    • Узелковый БАТИК!
    • ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ – ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ!
    • МЭЙЛ-АРТ
    • СКРАПБУКИНГ
    • Немного про композицию и её восприятие
    • НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ!
    • МАСТЕРСКАЯ «ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ» с Дмитрием Титовым г. Самара
    • ОХОТА НА МУСОР
    • ПРАВИЛА ОТРЯДНОЙ СВЕЧИ!
    • КАК ИССЛЕДОВАТЬ МИР?
  • ЛЕТНЯЯ АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ 2016
  • Городское сообщество и сотрудники «Технополиса GS» на единой площадке.
  • ГБУ КО «Образовательно-методический Центр»
  • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
  • Учредительные документы
Пленэр Летняя Арт-Лаборатория

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ "АЛЬТЕРНАТИВА-АРТ"

Маленькая студия, где можно собраться творческим людям разных возрастов и профессий порисовать, обменяться своими идеями.

https://vk.com/club179551350

УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ "АЛЬТЕРНАТИВА-АРТ"

Организация работает с разными категориями населения, разных возрастов и физических возможностей (включая лиц с ограниченными возможностями и лиц с психическими отклонениями) в зависимости от их личной заинтересованности деятельности реализуемой организацией (каждый имеет право на самореализацию).

+7 (963) 293-78-57