Мазурский канал... с начала 1990-х годов по настоящее время.

Мазурский канал.
Период с начала 1990-х годов по настоящее время.С распадом Советского Союза в 1991 году и возникшим в результате этого временным бездействием местных властей и экономическим хаосом шлюзы российской части канала подверглись тотальному демонтажу металлического оборудования — шлюзовых ворот, затворов и прочего вплоть до ограждений. Очевидно, это осуществлялось людьми и организациями, имеющими информацию о техническом устройстве шлюзов и соответствующую технику для демонтажа многотонных конструкций, их погрузки и транспортировки. В 1997 году только вмешательство жителей пос. Дружба и Генерального консула республики Польша в Калининграде предотвратило демонтаж нижних ворот и металлического оборудования шлюза Алленбург I. Этот публичный протест помог остановить дальнейшее разграбление шлюзов.
Процесс уничтожения затронул также шлюзы и подпорные плотины на Преголе и Лаве, входившие в систему Мазурского канала.
Все подпорные плотины были разнообразны, а часть оборудования шлюзов демонтирована, в результате чего они стали неработоспособными. Это привело к снижению судоходного уровня воды в Преголе, прекращению грузового и пассажирского сообщения от Знаменска до Черняховска, а затем и к полной ликвидации речного флота на данном участке. Таким образом, воднотранспортная система для судов водоизмещением 240 т и осадкой 1,4 м, которая была создана на Прегеле и Алле в 1921—1936 годах и исправно функционировала вплоть до 1995 года, перестала существовать.
В это же время на польской части Мазурского канала начали развиваться пеший, вело-, байдарочный и автотуризм, стихийно создаваться сопутствующая инфраструктура: информационные стенды, парковки, канатные аттракционы, торговля сувенирами и т. п. На волне интереса к Мазурскому каналу возникли общественные объединения, которые активно пропагандировали идею трансграничного водного туризма по Мазурскому каналу и рекам Калининградской области.
В 2003—2011 годы по их инициативе были проведены региональные конференции и симпозиумы с участием представителей администраций Варминьско-Мазурского воеводства Польши и Правдинского района Калининградской области, где были приняты совместная декларация о намерениях, а также концептуальные документы по развитию водного туризма и его инфраструктуры в Калининградской области. Их внесли в повестку дня польско-российского Совета по сотрудничеству Калининградской области и северных регионов Польши, а затем направили на рассмотрение экспертов двух стран.
Казалось, что разделенный Мазурский канал вновь станет единым целым, и по нему можно будет пройти от начала до конца по воде и суше! Однако в 2010 году все проекты были приостановлены до решения российской стороной вопросов пересечения российской границы в акваториях и использования внутренних водных путей РФ для судоходства под иностранным флагом. Потребовались многолетние совместные усилия российских и польских властей всех уровней, чтобы ситуация стала меняться. России было предложено подключиться к международному сотрудничеству в продолжении трансъевропейского водного пути Е70 через территорию Калининградской области по Мазурскому каналу. Это способствовало тому, что в 2015 году вышло постановление № 517 Правительства Калининградской области, в котором на 2020—2030-е годы намечено «восстановление водного пути по реке Лава и Мазурскому каналу до границы с Республикой Польша».
Тем не менее до настоящего времени российский участок Мазурского канала остается бесхозным и охраняется только на отдельных участках, перешедших в частную собственность. В остальных местах продолжается захламление канала бытовым мусором и разграбление сохранившегося металлического оборудования.По примеру Польши силами энтузиастов на шлюзе Георгенфельде обустраивается канатный аттракцион, прилегающая территория очищается от мусора, зарослей кустарника и деревьев.
Возрастает интерес жителей Калининградской области к шлюзам канала и близлежащим историческим местам. Сюда регулярно приезжают самодеятельные и организованные группы авто-, вело- и пеших туристов и просто искатели приключений.
Небольшие группы энтузиастов из Калининградской области вместе со своими коллегами из Польши продолжают изучать историю и устройство Мазурского канала и пропагандировать его как уникальный технический памятник гидростроительства первой трети ХХ века и туристический объект.
В то же время, несмотря на постановление Правительства Калининградской области № 517, практически ничего не предпринимается для того, чтобы повысить туристическую привлекательность канала, обеспечить его охрану и необходимые меры безопасности на шлюзах, где нет ограждений и можно упасть с большой высоты. Нет даже предупреждающих об опасности табличек и надписей.
В 2014 году при шлюзе Алленбург 1 наконец-то был установлен информационный стенд, пока единственный на всей российской части канала. Но сделано это было по инициативе и на средства германского некоммерческого общества Алленбургской кирхи и уроженки Алленбурга (Дружба) Уте Бэзманн (Ute Bäsmann) из Германии.
Мазурский канал, являющийся уникальным техническим памятником де-факто, заслуживает того, чтобы областные власти хотя бы некоторым шлюзам присвоили этот статус официально, установили информационные стенды и обеспечили охрану шлюзов.
Таким образом, история Мазурского канала продолжается. Что дальше? Наверное, следует признать, что как трансграничный судоходный воднотранспортный путь в соответствии с проектом 1907 года он не будет возрожден никогда, так как шлюзы и другие гидротехнические сооружения канала уже не подлежит восстановлению из-за непоправимого технического ущерба, нанесенного им за прошедшие 70 лет. Остается только русло канала, которое при современных строительных технологиях технически возможно достроить, связать его с прилегающей мелиоративной системой и наполнить водой до глубины около 1,5 м. Но прежде необходимо очистить русло и откосы дамб от деревьев и кустарника. В таком виде канал вполне мог бы стать частью трансъевропейского водного пути Е70 для судоходства катеров и яхт водоизмещением до 5 т. Для этого потребуется также установить запорные щиты на верхних головах всех шлюзов российского участка Мазурского канала, достроить незаконченное русло канала на польском участке (около 2 км) и решить технические проблемы пересечения границы и перегрузки судов из бьефа в бьеф.
Но главное, следует вернуть статус водного пути р. Лава и российской части Мазурского канала. Для этого нужны политическая воля правительств России и Польши и огромные инвестиции! Хочется верить, что когда-нибудь Мазурский канал вернется к жизни и объединит народы и страны Европы…
Из статьи Юрия Дмитриевича Бардуна, краеведа, инженера, исследователя Мазурского канала.